Крушение круизного лайнера Costa Concordia произошло 13 января 2012 года неподалеку от острова Джилио (Тоскана, Италия) в Средиземном море. В результате катастрофы погибло 30 человек, а 2 считаются пропавшими без вести.
13 января 2012 года лайнер вышел из порта Чивитавеккья и направлялся в порт Савона, согласно круизному маршруту «7 ночей зимнего Средиземноморья».
В 22 часа по центрально-европейскому времени судно наскочило на каменный риф неподалеку от поселка Джиль-Порто. При столкновении с рифом лайнер получил пробоину длиной 30 метров. В это время большинство пассажиров лайнера ужинали в ресторане. На круизном судне в этот момент находилось 3216 пассажиров и 1023 члена экипажа.
Через 15 минут после столкновения капитан Франческо Скеттино сделал объявление о том, что у судна «небольшие проблемы с генератором». Таким образом, капитан нарушил установленный регламент, не начал своевременную эвакуацию и не послал сигнал бедствия. Только в 23 часа, когда судно накренилось на 30 градусов, капитан Скеттино подал сигнал, что нужно покинуть лайнер.
На борту лайнера началась давка и паника. Капитан покинул судно одним из первых, не передав береговой охране сигнал бедствия. Через некоторое время береговая охрана самостоятельно связалась с терпящим крушение лайнером.
Только ночью началась спасательная операция. Большинство пассажиров и членов экипажа судна были доставлено на берег в спасательных шлюпках. Пассажиров, не успевших сесть в шлюпки, снимали с лайнера с помощью вертолетов. К утру 14 января лайнер Costa Concordia лег на правый борт и коснулся им дна. Некоторые пассажиры прыгали в воду и вплавь достигали берега. 14-15 января спасатели эвакуировали с лайнера итальянца и молодоженов из Южной Кореи.
Исследования черного ящика судна показали, что лайнер отклонился от заданного курса на 3-4 мили и подошел слишком близко к берегу. Капитан Скеттино на следствии сначала заявил, что подошел близко к берегу, чтобы поприветствовать своего друга – бывшего капитана Costa Concordia, но отдал команду «на поворот» с опозданием, и корабль наскочил на отмель.
Позже капитан отказался от собственных показаний и заявил, что во всем виноват менеджер компании Carnival Corp&plc, который указывал капитану, куда плыть.
Капитан Скеттино обвиняется в непреднамеренном убийстве, халатности и в том, что покинул лайнер до эвакуации всех пассажиров.
Жители острова Джилио требуют убрать полузатонувший корабль. Компания Titan Salvage в июне 2012 года приступила к работам по подъему и ликвидации судна Costa Concordia. Операция продлится 12 месяцев.