Зеленоград расположен в непосредственной близости от столицы (37 км от центра) и является сейчас округом Москвы после присоединения к ней в 2012 году. Зеленоград не имеет общей границы с Москвой (то есть является эксклавом) и со всех сторон окружён территорией Московской области – городским округом Солнечногорска (преимущественно) и небольшим участком городского округа Химки. Площадь “города” составляет 37 тыс. кв. км. – около 3,5% площади Москвы. Сегодня статус Зеленограда как административного округа Москвы зафиксирован в законе города Москвы № 13-47 от 5 июля 1995 г. «О территориальном делении города Москвы». Этот же закон определяет и деление зеленоградского округа на районы (муниципальные округа) № 1, № 2, № 3, № 4 и Крюково.
Зеленоград был заложен в 1958 году по решению Совмина СССР в районе станции Крюково. Город должен был развиваться как спутник Москвы и задумывался как центр текстильной промышленности. Но только в 1960 году началось его фактическое строительство. В 1963 года новый населённый пункт получил имя Зеленоград. В 1965 года статус Зеленограда был повышен из населенного пункта в город. 1968 год изменил статус Зеленограда как района Москвы.
Генплан развития города предусматривал развитие Зеленограда как центра легкой промышленности с выводом из Москвы нескольких предприятий этого профиля, а также шарикоподшипникового и часового заводов. Однако уже в 1962 году строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники. Одновременно изменилась и градостроительная концепция Зеленограда: вместо сплошной четырёхэтажной застройки и свободной планировки в городе начали возводиться многоэтажные здания. Это сильно исказило первоначальный градостроительный план Зеленограда как “города-сада”, в котором строения гармонично сочетаются с природным окружающим ландшафтом. Также отметим, что многие элементы этого “зеленого” плана были заимствованы у зарубежных архитекторов – от застройки финского района Тапиола и английских новых городов). А Архитектура МИЭТ (Национальный исследовательский институт) 1969 г. постройки был сконструирована по мотивам Политехнического университета в Хельсинки. Все это позволило Зеленограду сохранить ауру города-сада, мечту советской технической интеллигенции 60-х годов. А мощное развитие предприятий электронной промышленности закрепили за городом неофициальный статус советской (потом русской) Силиконовой долины.
Из вышесказанного ясно, что Зеленоград – город несвершившейся градостроительной мечты, многие элементы которой до сих пор позволяют горожанам Зеленограда, и особенно “старой” его части города, наслаждаться единением с природой в зеленых тихих уголках внутри города. Назовем целый ряд объектов этой зеленой инфраструктуры:
Городской парк (лесопарковая зона) с большим городским прудом,
Крюковский парк, в котором среди дубов, берез и осин располагаются уютные беседки и фонтаны.
Привлекают и озера:
Черное озеро,
озеро Зеркальное, где можно поплавать на лодках и катамаранах
“Быково болото” – ухоженный пруд с лебедями (изначально это и было болото)
Михайловский пруд с искусственно созданным островком,
В центре Зеленограда раскинулся Парк Победы с впечатляющим многоступенчатым каскадом фонтанов. Интересный фонтан есть на площади Христофора Колумба у Дворца Творчества детей и молодежи и на площади Юности.
Все это позволяет пешеходам и велосипедистам и всем отдыхающим чувствовать себя в городе очень комфортно. Поэтому Зеленоградцы часто называют свой город Greentown. Жители Зеленограда имеют несколько любимых мест с символическим смыслом. Это – Аллея любви, на которой стоит кованое из чугуна «Дерево любви». Молодожены защелкивают на его ветвях замочки, а ключи выбрасывают в Школьное озеро. В этом и состоит символический смысл: никто и никогда не должен разрушить семейные оковы. Неподалеку построен детский автогородок, где по ровным дорожкам можно покататься на скейтбордах, роликах, велосипедах и электромобильчиках. Еще одно символическое место – аллея Новорожденных: родители только что родившихся детей здесь сажают деревья.
Из наследия прошлого до наших дней сохранилась Спасская церковь XVIII века: очень простая и типичная архитектура с добавленными более современными пристройками. Церковь имеет богатое внутреннее убранство; в ней проходят частые службы.
Зеленоград состоит из двух частей – старой и новой частей, которые разделяются Октябрьской веткой РЖД. Посадочная станция – Крюково (до нее и надо покупать билет при поездке в Зеленоград). Сложно представить туристов, едущих в Зеленоград, а вот жителям этого округа приходится постоянно ездить в столицу, так как рабочих мест в самом городе не хватает.. Из этого вытекает и главная проблема – транспортная. При проектировании Зеленограда его с самого начала хотели соединить быстрой линией метро или монорельса с Москвой. Но… увы, монорельс остался в проекте. До последних лет местные жители пользовались либо автобусами, следующими до станций метро "Речной вокзал" и "Тушино", либо пригородными электричками, которые эксплуатирует РЖД, а не город. Скоростную магистраль М-11, проходящую мимо Зеленограда, открыли только в 2014 году, а скоростные поезда "Ласточка", доезжающие до "Крюково" за полчаса, только в 2015-м. Но цена Ласточки кусается – 180 рублей, при том, что по карте "Тройка" можно приехать на 400-м автобусе бесплатно (в отмеренный интервал времени).